avva: (Default)
[personal profile] avva
Миша Зильберштейн хорошо написал в фейсбуке о двух инфопузырях в Израиле по поводу плана Трампа и возвращения заложников. Процитирую с небольшими купюрами:

"Когда объявили о плане Трампа и о возвращении заложников, меня поразило, как у вполне нормальных умных людей, в том числе в моей ленте, в голове присутствуют совершенно перпендикулярные картины мира.

В голове у людей справа Биби устоял перед колоссальным давлением Байдена и улицы Каплан и сумел добиться сделки, почти полностью соответствующей израильским требованиям и поставленным правительством целям войны: возвращение заложников и отстранение Хамаса от власти. А если Хамас не уйдет, то война продолжится, при этом заложники освобождены. И все это, несмотря на демонстрации на Каплан, которые работали на Хамас и только поднимали цену за заложников. Люди с этой точкой зрения читают Амита Сегаля, смотрят 14-й канал, общаются в "Кнессет. Перезагрузка" (если русскоязычные) и в общем им все очевидно.

С другой стороны картина прямо противоположная. Очевидно (тем, кто придерживается этой точки зрения, но для них это аксиома), что для Израиля хорошо и правильно заплатить за заложников любую цену, включая прекращение войны, даже если Хамас останется у власти в Газе - формально или неформально. Раз это очевидно всем разумным людям, включая Биби, а он тем не менее продолжает войну, значит делает он это из каких-то других интересов, а не из интересов Израиля. Либо это интересы политические - иначе Смотрич с Бен Гвиром развалят коалицию, либо личные - таким образом он уходит от суда (тут я не совсем понимаю, что имеется ввиду - суд же все равно идет - так что может кто-нибудь, для кого именно эта картина правильная, дополнит цепочку в комментах, а я тогда проапдейчу пост). Но демонстрантам с Каплан удалось достучаться до Трампа и его команды, который всегда был очень внимателен к страданиям наших заложников, и плюс Биби его окончательно достал атакой в Катаре, так что Трамп стукнул по столу и навязал сделку, причем на примерно тех же условиях, что предлагал еще Байден. [...] Люди с этой стороны читают Гаарец, Юваля Авраама, смотрят 12-й и 13-й каналы, сплевывая, когда говорит Амит Сегаль, общаются в "Либеральный Израиль" - и им тоже все очевидно.
[...]
К чему я это пишу? А к тому, что в Европе у людей свой пузырь из Гардиан, BBC, NYT и прочей пропаганды. И им тоже очевидно, что Израиль - фашистское государство, морящее палестинцев голодом и устраивающее новый холокост. И это тоже консистентно, учитывая ту информацию, которую они потребляют.

Давайте я еще пузырь добавлю. На прошлой неделе в Израиле прошли концерты НойзМС, он же Иван Алексеев... На одном из концертов он сказал несколько типичных для российских оппозиционных Путину артистов фраз, что войны надо прекращать, должен быть мир... А сегодня мне попалась практически новая песни Лизы Монеточки, близкой подруги Нойза, и в ней есть слова:

Ты солдат
И на какой бы ты ни бился войне
Прости, я буду на другой стороне

Тот же нарратив, потому что для россиянина очевидно, что армия - это плохо и ведет только несправедливые войны: Чечня, вторая Чечня, нападение на Грузию, Крым и Донбасс в 2014-м, Украина сейчас. И это тоже совершенно консистентная картина мира, потому что, "как ни странно", Ваня и Лиза читают "Медузу" и "Инсайдер", а не Амита Сегаля. А для израильтянина это наоборот дико - это в России любой нормальный родитель своего ребенка от армии отмазывает всеми силами, а у нас солдаты - это мы сами и наши дети, как мы можем быть "на другой стороне"?! Но надо понимать, Лиза и Нойз это все говорят и пишут не против нас и, самое главное, не про нас. И не надо их пренебрежительно называть "хорошими русскими". Среди "тыквенных" я тоже иногда вижу этот водораздел между теми, кто мыслит внутрироссийскими категориями (армия - зло, война - всегда несправедлива) и теми, кто уже становится израильтянином и видит другую реальность.

Пуанта нет, просто наблюдение - очень меня поразили эти непересекающиеся картины мира, много об этом думал в последние дни."

Добавлю свои 5 копеек. У меня, как обычно, более центристские взгляды:

- непохоже, что такого же соглашения можно было добиться год или полтора назад
- вместе с тем, неочевидно, что разница стоила потерянных жизней, страданий, и огромного ущерба легитимации Израиля в мире
- (то, что не стоила, тоже неочевидно)
- призывы и протесты "сделка немедленно, вернуть заложников любой ценой" были ошибочны и я их не поддерживаю (и не поддерживал)
- вместе с тем, очень многое в последние два года укладывается в объяснение "Биби специально затягивает войну, чтобы остаться у власти" и я думаю, что скорее всего этот фактор играл серьезную роль.
avva: (Default)
[personal profile] avva
От Аглаи Ашешовой в ФБ, интересные подробности о краже антикварных пушкинских изданий из библиотек Европы. Подробная статья об этом есть у BBC, но тут непосредственные впечатления библиотекарши, которая помогла поймать воров.

======================
Не скрою, приятно было, что вы отметили мои заслуги в деле поимки банды, кравшей редкие русские книги из европейских библиотек. Однако не будем преувеличивать. Позвольте уточнить, как было дело. [...]

Я работаю в Университетской библиотеке языков и цивилизаций (BULAC - Bibliothèque universitaire des langues et civilisations) хранителем русского фонда с 2017 года.

Когда летом 2023 года коллеги из Лиона написали нам, что у них украли редкие русские книги, мы ничего не знали о масштабе бедствия. Посмотрев список запрошенных в Лионе книг, я по старой памяти сотрудника Музея Пушкина на Мойке, 12 в Петербурге, сразу увидела что это список прижизненных изданий А.С. Пушкина, самых ценных и дорогостоящих в российской библиофилии.

Поэтому я составила список того, что у нас есть и отправила в дирекцию. Дирекция приняла меры, и когда злоумышленники пришли к нам в октябре, получилось, что мы их уже ждали. Наша библиотека была открыта в 2011 году в новом здании, и у нас соблюдается протокол безопасности. Поэтому, как описано в The Guardian, "посетители" были неприятно удивлены, что им не скрыться от взгляда библиотекаря в специальном читальном зале для консультации редких и ветхих книг. Моя коллега также предупредила дирекцию о посетителях, заказавших книги ровно по моему списку. Начальство предупредило полицию и получило международно используемый полицейский ответ: "Когда будут красть, тогда и звоните!"

Красть они решили той же ночью, пробив тройной стеклопакет и проникнув в читальный зал, ободравшись в кровь. Но поскольку протокол безопасности был соблюден, похитителям досталось несколько ветхих брошюр, не имеющих рыночной стоимости. Это стало началом большого международного полицейского расследования.

Придя на работу 10 октября 2023, я была встречена коллегами, которые весело подшучивали, что русские (тогда мы не знали, что грузины и их наемники) не могли дождаться утра, когда откроются двери, и полезли в окно, так жаждали быстрее прочесть Пушкина в подлиннике!
И здесь я торжественно заявляю, что только квалифицированная работа ВСЕХ МОИХ КОЛЛЕГ, причастных к этой истории, остановила похитителей. Я лишь составила список.

Только потом мы с коллегами поняли масштаб аферы, когда после коммюнике Интерпола журналисты разных стран заинтересовались этой историей. Шутка ли, только в Варшаве украли 79 прижизненных изданий Пушкина!

Я сомневалась, что книги были украдены под заказчика. Возможно первые, в Эстонии. А потом, видя легкость добычи, аппетит ворам пришел во время еды. Тем более, что начало этих краж восходит к НОЯБРЮ 2021 года. Мое допущение, что кражи связаны с войной, было неточным. Но разветвленность банд, их координация и умелость ставит много вопросов и призывает библиотекарей к бдительности.

Большую часть книг нашли в квартире в Тбилиси, но несколько экземпляров было продано через аукционный дом "Литфонд" в России. Если был заказчик, зачем же идти на публичные торги? А пока мы ждем суда в Париже. Признаюсь, сгораю от любопытства!

Пока же меня больше занимает организация 150-летия Русской общественной Тургеневской библиотеки в Париже La Bibliothèque Russe Tourguenev à Paris, которое пройдет как раз в стенах BULAC - Bibliothèque universitaire des langues et civilisations в виде книжной ярмарки BazarOff в самом начале декабря. Ольга Романова, знаю, Вы будете недалеко -- ждем!"

судьба рэмбо

Oct. 19th, 2025 04:38 pm
avva: (Default)
[personal profile] avva
Забавная история про Голливуд (спасибо А.Р. за ссылку):

В переводе с англ., от Дэна Слотта, автора многих комиксов от Марвел:

"18 лет назад я был на ужине Marvel, за моим столом сидели Питер Дэвид, Брайан Рид, Майк Кэри и скромный мужчина, который представился как Дэвид. Мы все обменивались историями, в основном заводилой был Питер. В какой-то момент Дэвид сказал что-то, из чего Питер понял, что это Дэвид Моррелл, автор "Первой крови" [книги, по которой снят первый фильм про Рэмбо]. Все остальные замолчали. Мы ВСЕ хотели услышать больше от чувака, который создал Рэмбо! И Дэвид Моррелл рассказал эту историю о правах на Рэмбо.

Моррелл хотел написать сценарий для "Первой крови". Студия хотела своих сценаристов. Агент Моррелла уступил, но сказал, что хочет внести в контракт пункт о том, что Дэвид получит первое право на написание сценария для сиквела.

Моррелл был в замешательстве. Он сказал: «Сиквел? Но Рэмбо же умирает в конце». Его агент сказал: «Заткнись. Я знаю, что делаю».
Агент боролся за долю от любых фигурок Рэмбо.

Моррелл сказал: «Но он же обезумевший вьетнамский ветеран, который умирает в конце». Его агент сказал: «Заткнись. Я знаю, что делаю».

Агент боролся за долю от любого субботнего утреннего мультфильма про Рэмбо.

Моррелл сказал: «Но он же обезумевший вьетнамский ветеран, который умирает в конце». Его агент сказал: «Заткнись. Я знаю, что делаю».

Вы можете довольно легко догадаться, как дальше развивалась эта история.

Моррелл сказал, что он был так рад, что у него был ИМЕННО ТОТ агент."

об инновациях

Oct. 19th, 2025 12:10 pm
avva: (Default)
[personal profile] avva
Интересно о технологическом прогрессе и внедрении изобретений, подробный рассказ о книге свежего экономического нобелиата Мокира. Цитирую одну часть, по ссылке намного больше:

"Самая неожиданная для меня тема — это сравнение средиземноморского региона периода 5 в до н.э. – 5 в. н.э. с западной Европой 5 в. н.э. – 11 в. н.э. Если верить Д. Мокиру, то за 500 лет «темных веков» в Европе в практическую жизнь было внедрено гораздо большее число заметно влияющих на производительность труда технических инноваций чем за 1000 лет «расцвета античной цивилизации». Именно внедрено, а не изобретено.

Водные колеса были известны как минимум с 3 в до н.э. они описаны в античной литературе, изображены на мозаиках и т.д., однако практически применялись во много раз реже, чем в период темного варварства. Вот прям на тех же самых реках местах и даже запрудах в античности колес нет, а в диком средневековье есть.

Целый набор важных сельхозорудий был известен, но не имел широкого практического распространения в античности, но вдруг стремительно распространяется в средневековье. Сбруя тягловых животных, фактически неизменная в течение тысячелетия вдруг стремительно совершенствуется варварами (почти все – заимствования, но они внедряются там, где раньше не внедрялись). Эти усовершенствования позволяли использовать мышечную силу животных с в разы большим КПД. Даже трехполье, широко распространяется после, а не во время античности в тех же самых регионах.

Среди затонувших кораблей или описаний античности мы находим единичные примеры сложных навигационных приборов, продвинутых элементов такелажа и других передовых технологий, которые широко не применялись. Некоторые исследователи считают, что и косой парус был в принципе известен античным мореходам, но массово плавали под прямыми. Такой вот консерватизм. Некоторые технологии кораблестроения в принципе деградировали между эпохой финикийцев и расцветом римской империи. И тут вдруг после крушения Рима всякие дикие фризы или викинги массово внедряют инновации в кораблестроении и мореходстве, многие из которых были визвестны античности, но не находили широкого применения.
И все это на фоне того, что в условно публичной сфере античность демонстрирует невероятный расцвет технической мысли: архитектура храмов, акведуки, канализация, мосты и дороги, акустика театров, ирригация, военные машины, до которых средневековая Европа не дойдет никогда (пушки появятся раньше, чем освоят технику подобной сложности) и так далее. Уровень античных технологий, обеспечивающих публичные коммунальные потребности будет достигнут Европой только в к 19 веку, однако на уровне применения технологий частными хозяйствами наблюдался почти полный застой.

При этом античность сильно превосходила средневековую Европу в понимании физических законов. Выдающиеся греческие мыслители писали трактаты о технике и законах природы, а в средневековье неизвестные «кулибины» просто и практично мастерили новое, теорией не заморачиваясь. Понимание физики Архимедом примерно соответствует европейскому 15-16 веку. Паровая турбина была не просто придумана, но физически работала уже в 1 в. до н.э. Средиземноморский рынок был развит, население многочисленно и богато, государства обеспечивали более-менее сносную институциональную среду, однако не то что промышленной революции, но даже массового внедрения хорошо известных технологий в самые примитивные хозяйственные процессы не происходило. Почему? – бог его знает. Несостоятельность примитивной идеи про тлетворное влияние рабовладения подробно разбирается в книге."

Про "Хаос в Милане".

Oct. 19th, 2025 09:10 am
dona_anna: (Default)
[personal profile] dona_anna
Italy-collage-a
Я не люблю писать на политические темы... Но иногда не я выбираю тему, а тема выбирает меня.
Совершенно неожиданно для себя в поездке по Италии я оказалась, можно сказать, в "гуще событий".
Это был обычный туристический день, третий день нашего пребывания в Милане, 22.09.2025.
Мы жили в центре и целый день тусовались в центре города. Погода была дождливая, но туристы не выбирают...

И к вечеру вернулись апартаменты, где жили. Открыли израильские новости и узнали много интересного, оказывается в Милане был хаос, которого мы даже вообще не заметили... Мы гуляли где-то в получасе ходьбы от места демонстрации... )

акулье

Oct. 18th, 2025 05:36 pm
avva: (Default)
[personal profile] avva
Неприятно видеть эпидемию слез и гнева по поводу убитой в Газе акулы. Умом я понимаю, что это такое развлечение и что через месяц никто не вспомнит эту несчастную акулу, но все равно неприятно, ничего не могу поделать.

Только что закончилась война в Газе (а может, и не закончилась еще, кто знает). Во время войны наши ракеты, бомбы, мины и пули убили несколько десятков тысяч жителей Газы - многие из них члены Хамаса и другие террористы, но далеко не все - включая несколько тысяч маленьких детей.

Да, войну начали не мы, а Хамас. Да, 7 октября они сознательно убивали мирных жителей и в том числе детей, а мы стараемся убивать именно террористов. Да, я считал и считаю, что главная вина за все эти смерти лежит на Хамасе, и что 100% надо было идти и воевать, даже зная, что будет много таких смертей. Да, я не считаю, что кто-либо *обязан* расстраиваться по поводу смертей детей в Газей, а тем более писать об этом посты в соц. сетях. Более того, я и сам не писал таких постов (но я и про акулу не пишу). Более того, я не настолько скорблю по этому поводу, чтобы постоянно об этом думать, и не ощущаю ужасной вины и не мучаюсь. Для меня лично не все жертвы равны, даже мирные и даже дети, и о наших жертвах, не говоря уж о заложниках, я эти два года думал и горевал несравнимо больше. Все это правда.

Да, все это правда.

Но есть какой-то предел.

Это все, что я хотел сказать на эту тему.

неправильности

Oct. 18th, 2025 01:58 am
avva: (Default)
[personal profile] avva
Подумал, что я знаю три примера песен по-русски, в которых есть неправильная грамматика. Я имею в виду в морфологическом смысле (падежи, склонения, спряжения, все такое), а не "неправильные" слова типа одеть/надеть.

1. Чайф, "Шаляй-валяй":

Я думал, у нас в запасе еще как минимум лет пять.
Я был просто уверен, что у нас хватит время
попить пиво и поболтать...

2. Иваси, "Кончается четверг":

Кончается четверг, и дождик мелок
И трудно разглядеть в промозглой мгле
Чего-то, что на небо улетело,
И то, чего осталось на Земле...

3. Алена Швец, "Две девочки":

Хочешь, я имя твоё набью?
А сверху еловые веточки.
Мир так жесток, если вдруг любовь
Чувствуют между две девочки...

А есть еще такие?
avva: (Default)
[personal profile] avva
"В Петербурге задержали уличную певицу Наоко за песни иноагентов"

"Певицу Наоко, исполнявшую в Питере антивоенные песни, доставили в суд. На девушку надели наручники. Ей вменяют дискредитацию вооружённых сил России (ст. 20.3.3 КоАП) и организацию массового одновременного пребывания граждан в общественных местах, которые повлекли нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2 КоАП)"

два соглашения

Oct. 14th, 2025 09:10 pm
avva: (Default)
[personal profile] avva
Матт Иглесиас в твиттере:

"Это сводит меня с ума — когда Джо Байден был президентом, идея соглашения о прекращении огня, которое вернуло бы заложников и оставило ХАМАС на месте, изображалась американскими еврейскими правыми как величайшее предательство еврейского народа в истории. Теперь Трамп делает это, и он гений.

Дело не только в том, что мы легко могли бы получить это соглашение в 2024 году, если бы у администрации Байдена была политическая поддержка справа для его реализации, мы ФАКТИЧЕСКИ ИМЕЛИ ЭТО СОГЛАШЕНИЕ в январе 2025 года, и Трамп с Нетаньяху намеренно его сорвали.

Куча заложников провела в плену дополнительные месяцы, масса палестинцев погибла, международная репутация Израиля рухнула, и не было достигнуто никаких стратегических целей, которые не были бы уже на месте в марте. Я рад, что Трамп передумал, но это последовательность событий бесит."

Редкий случай, когда я совсем не согласен с Иглесиасом.

Между соглашениями в январе и сейчас есть три огромные разницы:

1. Тогда не было согласия Хамаса сложить оружие, теперь оно (принципиальное) есть
2. Тогда освобождение заложников было постепенным и зависело от полного отхода из Газы, теперь все заложники уже на свободе
3. Тогда не было плана дальнейшего управления Газой, с поддержкой арабских стран, теперь он есть.

Вместе с тем есть и недостаток ситуации сейчас по сравнению с тогда: сейчас, мне кажется, намного тяжелее будет в случае надобности возобновить военные действия в Газе.

Для израильского правительства всю дорогу непременным условием окончания войны было разоружение Хамаса и его отход от власти. Вопрос в том, превратится ли принципиальное согласие Хамаса на это (13-й пункт из Двадцати Пунктов Трампа) в реальные действия. Пока что мы видим полное возвращение Хамаса к военной власти на оставленных нашей армией территориях, а подробности дальнейшего развития обсуждаются на дополнительных переговорах.

Я пытаюсь сказать следующее: если через месяц или два или три окажется, что в Газе ничего не изменилось в сравнении с сегодняшним днем, Хамас отказывается уйти от власти, затягивая переговоры по каким-то надуманным причинам или срывая их по другим надуманным причинам, а мы с этим ничего не делаем, потому что а) участие арабских стран это просто красивые слова б) на то, чтобы снова атаковать Хамас в Газе, нет ни внутреннего согласия (заложников больше нет), ни разрешения его величества Трампа (не смейте портить мое соглашение) --
тогда действительно Иглесиас будет прав, и мы ничего не добились по сравнению с соглашением начала 2025, и всем от этого затягивания было только хуже, кроме Нетаниягу.

Но у меня абсолютно нет никакой уверенности, что это то, что будет. Это всего лишь худший вариант, у которого есть немалая вероятность. Вполне может быть, что все пойдет более или менее по плану соглашения. Хорошо, если будет так.

бить гуся

Oct. 14th, 2025 07:26 pm
avva: (Default)
[personal profile] avva
Джеймс Элкинс, рецензия набоковского комментария к "Евгению Онегину":

Of course his vocabulary is outlandish. Leave it to Nabokov to find an expression for the gesture of swinging one's arms in front, clapping, and then swinging them in back: “to beat goose” (vol. 2, p. 96). Or to tell us that “a rusalka is a female water sprite, a water nymph, a hydriad, a riparian mermaid, and, in the strict sense, differs from the maritime mermaid in having legs” (vol. 2, p. 246). Not only do we get a disquisition on the difference between Russian blini and American pancakes, we’re also told exactly how Russians ate their blini, including the number of bites per sitting (“as many as forty,” vol. 2 p. 299).

Пушкин, "Евгений Онегин":

Еще, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони:
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.

Набоков, Комментарий к "Евгению Онегину":

Старое английское понятие "to beat goose" <"хлопать как гусь">, которое здесь невольно напрашивается, означает бить в ладони, размахивая руками то перед грудью, то за спиной. Это именно то, что кучера, эти господские слуги, делали, когда стояли вокруг костров перед театром, одетые в свои хорошо подбитые, но не всегда защищавшие от холода синие, коричневые, зеленые, как у Деда Мороза, тулупы.

Оригинал:

The old English term "to beat goose" tempts one here, meaning as it does to beat one's palms together with a swinging motion of the arms, alternately in front of one's chest and behind one's back; this is exactly what these coachmen, gentlemen's serfs, were doing as they stood, dressed in their well-padded, but not necessarily frost-proof, overcoats, blue, brown, green, of a Santa Claus cut, around those bonfires in front of the theater.

Оксфордский словарь английского языка, 1 издание (1887):

To beat goose , or (Naut.) the booby: to strike the hands under the armpits to warm them

Фразеологический словарь Диксона (1891):

To beat goose - to thump the arms against the chest in order to get warm. "The common labourers at outdoor work were beating goose to drive the blood into their fingers. " - Times , 1883
==========================

Английское "to beat goose" - крайне редкое выражение, встречающееся почти исключительно в словарях; единственный пример использования в живой природе, что мне удалось найти - процитированный выше из "Таймс". Если верить словарям, значение у него скорее - бить ладонями по груди или под мышками, не "бить в ладони", т.е. одной ладонью по другой, как у Пушкина. Откуда Набоков взял это "то перед грудью, то за спиной", не вполне ясно.

Как на самом деле удобно бить руками, чтобы защититься от мороза, что люди реально делают? Полагаю, что кучера были в тулупах и рукавицах. Что лучше помогает - бить просто в ладони, "то перед грудью, то за спиной", под мышками, по груди? Я в неправильной стране живу, эксперимент не поставить.

о конвее

Oct. 13th, 2025 07:59 pm
avva: (Default)
[personal profile] avva
Пять лет назад, после смерти замечательного математика и автора игры "Жизнь" Джона Конвея (напомню, что он умер от коронавируса в апреле 2020), математик Алекс Конторович написал в твиттере цепочку сообщений с воспоминаниями о нем:

=========
Моё знакомство с "настоящей" математикой началось на первом курсе, когда я изучал линейную алгебру у Конвея. У нас есть сотня историй о Конвее только из этого одного курса.

Как изучать векторные пространства? Вычислить размерность пространства магических квадратов 3x3!

Почему жорданова нормальная форма полезна? Чтобы вычислять асимптотические темпы роста последовательности Аудиоактивного распада!

Он объяснял одновременную диагонализацию следующим образом: принёс проволочную вешалку, монетку и зонтик. Вытянул вешалку в форму ромба и, держа её на пальце, сбалансировал монетку на кончике вешалки. Затем он начал её вращать (без клея, монетка держалась сама). "Диагонализовав" первую операцию, он перешёл к балансированию зонтика на подбородке! Какой же он был шоумен! Невозможно забыть теорему, если она представлена таким образом.
========

Первый пример, размерность пространства магических квадратов 3x3 - забавное упражнение для изучающих линейную алгебру. Я не смог сделать это в уме, но на бумаге довольно легко.

Второй пример - пришлось подсмотреть, о чем речь. Я читал об этом когда-то, но подробности забыл.

"Последовательность аудиоактивного распада", это другое название смешной последовательности "посмотри-и-скажи", которую изучал Конвей: 1, 11, 21, 1211, 111221, 312211... каждое новое число получается от того, что мы "читаем вслух" предыдущее. Например, 21 это "одна двойка, одна единица", т.е. 1211, а это в свою очередь "одна единица, одна двойка, две единицы", т.е. 111221, и так далее.

С помощью линейной алгебры можно показать, что длина числа увеличивается примерно на 30% - в пределе в точности на 1.304...., число, которое назвали постоянной Конвея. Любую строку цифр можно разбить на "атомы", которые развиваются по правилу посмотри-и-скажи независимо друг от друга; всего атомов оказалось 92, поэтому по аналогии с химическими элементами и радиоактивным распадом Конвей назвал этот процесс "аудиоактивным распадом". Длина следующего числа зависит только от того, сколько атомов каждого вида есть в предыдущем, а правила, какие атомы превращаются в какие, можно записать в виде матрицы, и оказывается, что постоянная Конвея как раз наибольшее собственное значение этой матрицы.

"Жорданова нормальная форма" тут, если я верно понял, чуть-чуть притянута за уши, в том смысле, что она нужна лишь для того, чтобы прочитать наибольшее собственное значение; но его и так нужно знать, чтобы эту форму построить.

А третий пример, про вешалку, монетку, и зонтик, я не понял, честно говоря.
dona_anna: (Default)
[personal profile] dona_anna
Collage-Siman-Tov-a
Есть одна малоизвестная еврейская традиция непосредственно связанная со свитком Торы и о которой стоит вспомнить в праздник Симхат-Тора. Именно поэтому сегодня я хочу рассказать о "вымпелах Торы".
Эта традиция очень принятая у евреев-ашкеназов в немецкоговорящих странах. В других еврейских общинах о ней почти неизвестно.
Что нес в себе вымпел Торы? Ожидания, надежды, мечты о будущем, как это видели родители мальчика. Он также рассказывал и о семье, в которой мальчик родился. О ее приверженности традиции, о ее бизнесе, о стране, где они жили и о новых веяниях в головах родителей.

Я хочу рассказать об этой традиции подробно, потому что сейчас в Музее Израиля проходит замечательная выставка ... )

шаламе

Oct. 11th, 2025 08:21 pm
avva: (Default)
[personal profile] avva
Странно иметь жесткое мнение о голливудском актере, но тем не менее - мне крайне не нравится любимчик публики Тимоти Шаламе, ни лицом (похожим на хорька), ни личностью - и началась эта неприязнь, когда в разгар MeToo пошла волна травли и отмены Вуди Аллена за обвинения 30-летней давности - и Шаламе, только что сыгравший главную роль в новом фильме Аллена, тут же заявил, как он возмущен и что никогда не будет с ним больше работать.

Сегодня попалось где-то упоминение автобиографии Аллена - решил посмотреть, что он пишет об этом случае. Вот что:

"Все три исполнителя главных ролей в «Дождливом дне» были превосходны, и с ними было приятно работать. Тимоти впоследствии публично заявил, что сожалеет о работе со мной и отдаёт гонорар на благотворительность, но приватно он поклялся моей сестре, что был вынужден это сделать, поскольку был номинирован на «Оскар» за фильм «Назови меня своим именем», и он с его агентом считали, что у него будет больше шансов на победу, если он осудит меня, что он и сделал. В любом случае, я не жалею о работе с ним и не собираюсь возвращать свои деньги."

Мнение подкрепилось.
avva: (Default)
[personal profile] avva
касса.jpg

Забавный пример кальки с иврита, неправильной из-за порядка слов, а не выбора слова: "Касса тоже для работников магазина" (на иврите сказано "сети", а на "магазина").

Это можно понять только как "кроме других вещей, в распоряжении работников магазина еще и касса". Но на самом деле имеется в виду "Эта касса не только для покупателей, но и для работников магазина". По крайней мере я так это понял.

(Это висит на "быстрой" кассе до 10 товаров, к которой обычно нет очереди или маленькая - возможно, суть этого в том, что работники магазина или других магазинов сети могут через нее проходить даже с бОльшим количеством товаров, и эта надпись - то, на что они могут сослаться, если им предъявят претензии разъяренные покупатели. Это лучшее объяснение, что мне пришло в голову)

Другой порядок слов сработал бы: "Касса для работников магазина тоже".

Или любой вариант из:

"Касса и для работников магазина"
"Касса и для работников магазина тоже"
"Касса также для работников магазина"
"Касса еще и для работников магазина"

А на иврите наоборот - именно этот порядок слов передает то, что нужно.

возрастное

Oct. 9th, 2025 11:39 pm
avva: (Default)
[personal profile] avva
10-минутное видео на ютубе о том, почему мужчины в прошлом выглядели старше, чем мужчины того же возраста сегодня, не то чтобы меня убедило или вдохновило, но конкретные сравнения в нем мне понравились, и я вырезал несколько особенно эффектных.

age4.jpg
age3.jpg
age2.jpg
age1.jpg
avva: (Default)
[personal profile] avva
Думаю о том, как знакомить школьников с понятием доказательства в математике, и как расширять это знакомство. Несколько разрозненных мыслей (вполне могу быть неправ по фактам, поправляйте, если так).

В школьной программе математики большинство материала никак не касается доказательств. Школьники, например:
- решают уравнения и неравенства
- решают текстовые задачи, превращая условие в уравнение
- рисуют графики функций, берут производные, находят критические точки
итд. итп.

При этом они пользуются методами, формулами, законами итд., которые принимают на веру. Формула корней квадратного уравнения, тригонометрические тождества, правила работы с дробями, правила взятия производной... В зависимости от страны, школы, программы некоторые из этих вещей выводятся и "доказываются" учителем на доске, но редко и в любом случае это потом не повторяется и не ощущается учениками как важная часть занятий математикой.

Есть только два исключения, из того, что я помню как ученик и видел как родитель. Значительная часть геометрии (большое исключение) и принцип индукции и задачи на него (маленькое). Но индукция воспринимается как "странный трюк", к которому надо привыкнуть и вставлять в него нужные условия. А геометрические задачи, во-первых, часто маскируют доказательную часть под налетом "решательной" (найдите, чему равен этот угол, найдите площадь четырехугольника, если известно...), и во-вторых, даже задачи на доказательство сводятся чаще всего к поиску того, какие заученные правила надо использовать (этот треугольник равнобедренный; какой треугольник подобен какому? четырехугольник вписан в окружность, значит что?).

Я пытаюсь подобраться тут к ощущению процесса доказательства, знакомому любому студенту, изучавшему высшую математику на серьезном уровне. У нас есть некое утверждение: из A следует B. Мы внимательно фиксируем в уме и продумываем, что нам известно (А и что следует из А), и постепенно движемся от этого к B, все время держа в уме, что мы уже знаем, что еще нет. Это движение необязательно линейное от начала к концу, часто оно разветвляется (рассмотрим отдельно эти две возможности...) или переворачивается от конца к началу (предположим, что B неверно, тогда...). Иногда мы заостряем внимание на части работы, и доказываем это отдельно (тоже, возможно, с переворотами или разделениями на разные пути). Ученик для начала читает такое доказательство, и в идеале внимательно прослеживает весь поток мысли, проверяя, что понимает каждый шаг. Затем, постепенно, начиная с очень простых упражнений, учится формулировать такие доказательства сам. Как и с любым сложным умением, физическим или ментальным, это усваивается и улучшается постепенно, от простого к сложному, от краткого к длинному, от прямолинейного к гибкому. Но всю школьную математику можно пройти и сдать, вообще не освоив это умение ни в каком виде, как мне кажется.

Именно усвоение этого умения оказывается часто тем, что останавливает студентов в изучении математики. Скажем, в американских колледжах, как я понимаю, часто преподают матанализ в два подхода: курс Calculus практически без доказательств, а потом курс Real Analysis с доказательствами эпсилон-дельта, где все строго. И это очень часто случается, что студент прекрасно справляется с Calculus, а на доказательствах мозги заворачиваются и он ощущает (справедливо или нет, отдельный вопрос), что вот тут его потолок. Мне попадалось несчетное число воспоминаний именно такого типа.

Как помочь школьникам, не выходя за рамки школьной программы - или выходя, но не значительно - освоить понятие доказательства и привыкнуть к нему? Геометрические задачи - самое близкое, что есть, но из-за того, что они подогнаны под усвоенные "факты", которые надо использовать, недостаточно - мне кажется - присутствует вот это ощущение мысли, ползущей по маршруту - который кто-то проложил или ты сам открываешь - и следящей все время за тем, что известно, что нужно, каков общий план. Кроме того, в геометрических задачах почти не бывает доказательства от противного и редко - разбор разных случаев, так это эта ментальная гибкость "переворота" и "разветвления" тоже не тренируется.

Нужен, мне кажется, тип заданий, сознательно формирующий и тренирующий эту гибкость. Недостаточно (по личному опыту), скажем, показать пару красивых примеров, типа доказательства, что квадратный корень из двух не рационален. Даже когда ученик это хорошо понимает, это отдельный красивый трюк, а не метод. Нужно именно много разных примеров, с упражнениями, начиная с очень простых. Неважно на данный момент, речь идет о собственно программе или дополнительной работе ученика, пока меня интересует, как вообще этого добиться, не в рамках олимпиадного кружка для того мизерного процента, которые на лету все схватывают, а с более широким охватом. Пока приходят на ум такие варианты, но буду рад услышать еще или о вашем опыте с этими:

- собственно геометрия, но с упором на аксиоматику. Исторически это было собственно чтение и прорабатывание "Начал" Эвклида. У этого есть свои недостатки (аксиомы Эвклида неполны, понять, зачем доказывать очевидное, не всегда легко), но и несомненные достоинства (связь с историей, большое количество аккуратно прочерченных мыслительных маршрутов, по которым надо пройти)

- логические задачи. Начиная с простых силлогизмов, затем усложняя, тренируя все время именно прохождение - или прокладывание - маршрута, с вниманием к переворотам и разветвлениям. Книги Смаллиана итп. Недостаток тут (и одновременно достоинство) в упоре на логику, мало собственно математики.

(P.S. Есть много разных книг вида "Введения в доказательства" или "Как устроены доказательства", которые мне обычно кажутся неподходящими для заданной в своем же названии темы. Даже в качестве пособий для студентов, уже изучающих высшую математику. А книги, подобные "Как решать задачу" и другим книгам Пойа, наоборот, уже для тех, кто все эти основы хорошо понял.)
dona_anna: (Default)
[personal profile] dona_anna
collage=wine2-a
В Израиле виноград созревает к Суккоту, а в Суккот потребляют много вина. Вот я и решила, что это самое время поговорить о винограде и виноделии...
Тридцать лет назад казалось, что мы обречены пить белые израильские вина из европейских сортов только из шардоне или совиньон блан до конца наших дней. А красные только из каберне совиньон, мерло, сира... Весь местный рынок был забит таким вином... Однако в начале 2000-х годов мы внезапно начали видеть и средиземноморские сорта, такие как вионье, марсан, руссан и многие другие. И наши местные производители стали делать из них вполне достойное вино. С точки зрения мирового рынка вина, чем плохо выпускать вино из сортов, которые все знают? Проблема в том, что в местах привычного произрастания этих сортов, вина из них лучше - климат более подходящий и виноделие из них имеет гораздо больший стаж. Для продажи важны также винодельческая традиция и история. Кроме того, в современном винном производстве во многих местах использование определенных сортов охраняется законом.
По-настоящему качественное местное вино лучше всего получается из местного винограда, не зря традиционные страны, производящие вино, так держатся за свои сорта. Нам бы тоже этого хотелось.

Эрец-Исраэль в древности - страна традиционного виноделия. )

седьмое октября

Oct. 7th, 2025 11:35 pm
avva: (Default)
[personal profile] avva
Тяжелый день.

Китайский фактор

Oct. 7th, 2025 11:01 pm
[personal profile] artyom_ferrier
 

Помнится, где-то в начале этого лета один приятель заметил: «Многим давно очевидно, что Китай фактически поддерживает Россию в этом Zамуте, поскольку видит в том явные плюсы для себя. Прежде всего в том — что конфликт отвлекает американское внимание. Но теперь — об этом практически открытым текстом говорит китайский министр иностранных дел. Интересно, зачем он это говорит?»

Я предположил: «Ну, возможно, поскольку сам факт поддержки Пекином Москвы уж окончательно сделался секретом полишинеля, Китай нашёл уместным подчеркнуть, что его целью является именно отвлечение американского внимания, а не, скажем, крупнооптовая отгрузка в украинские чернозёмы персон, способных сражаться за Россию. Ведь могут найтись подозрительные люди, которые предположат, что именно в этом заключается цель китайской «братской помощи», подпитывающей войну».

На самом деле, конечно, не думаю, что Китай мечтает обескровить Россию, чтобы воткнуть свой флаг над Сибирью или хотя бы вернуть Владивосток.

Зачем ему это?

Он действует по-иному, более тонко. Пугать же мир явным и хищническим экспансионизмом — ну, хватает одного придурка, решившегося на это в двадцать первом веке.

И при этом, поддерживая Путина, Китай не только отвлекает, раздёргивает американское внимание (и ресурсы), но и — выставляет Штаты как не очень надёжного союзника.

Read more... )



 

avva: (Default)
[personal profile] avva
В Твиттере обсуждают осознание своего "математического потолка"
(мы обсуждали это не так давно в связи с длинной цитатой из Хофштадтера). Чарльз Мюррей, известный политолог и автор скандальной книги про IQ, пишет (в переводе):

Большинство студентов элитных университетов, изучающих нетехнические специальности, понятия не имеют, что такое настоящие интеллектуальные нагрузки. Они умны в словах. Быть умным в математике — совсем другое дело. Я хотел бы, чтобы все они получили тот опыт, который получил я в аспирантуре MIT, когда мне пришлось осознать, насколько я туп в высшей математике. Унижение может пойти на пользу.

Несколько комментариев, которые мне показались интересными:

>Студенты физико-математических специальностей иногда сидят за столом, пытаясь решить вместе домашнее задание, и осознают, что понятия не имеют, с чего вообще начать. Как много студентов нетехнических специальностей регулярно получают такой опыт?

>Да. Я с лёгкостью прошёл матанализ, линейную алгебру и дифференциальные уравнения, а потом взял курс по действительному анализу (Real Analysis), и это было так, будто я спокойно ехал по шоссе на скорости 80 миль в час, а потом врезался в ударопоглощающий барьер, который мгновенно затормозил меня до 5 миль в час, оставив мой мозг серьёзно сотрясённым.

>Получение технической степени в хорошем университете было самым отрезвляющим опытом в моей жизни.

Profile

aleine: (Default)aleine

March 2022

S M T W T F S
  123 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 20th, 2025 02:37 am
Powered by Dreamwidth Studios